Текст для тех, кто хочет стать ментором, но боится начать
31
.
08
.
2022
Есть мнение, что любой специалист уровня миддл и выше должен делиться знаниями, чтобы продолжать расти. Это помогает отрефлексировать собственный опыт, разобрать по косточкам причины провалов и достижений, изучить что-то новое.
Один из способов делиться экспертизой — стать ментором. Но при мысли об этом у большинства включается синдром самозванца: «А могу ли я кого-то чему-то научить?»
Мы поговорили с Ольгой Ковех, продактом и ментором со стажем. Она поделилась своей историей и рассказала — с чего начинать менторить и когда делать это за вознаграждение.
Если у вас останутся вопросы, можете написать Ольге в Telegram или Facebook*.
{{divider}}
{{friend-1}}
{{divider}}
Я занимаюсь продакт-менеджментом более 10 лет. Свой первый опыт получала в Яндексе и Ivi, в общей сложности проработала в России четыре года и потом уехала за рубеж.
Сначала на позиции миддла развивала продукт в немецких стартапах из рекламной индустрии. Затем перебралась в Нью Йорк, где работала в ScentBird — стартапе с российскими корнями, который продает дизайнерскую парфюмерию по подписке.
После этого устроилась в Amazon как сеньор продакт-менеджер. Там работала над профилем клиентов — большая фича с 800 млн пользователей.
Сейчас я руковожу продуктом в американском стартапе, который работает на пересечении ресерч-психологии и игровой индустрии.
{{minidivider}}
Менторство появилось в моей жизни во время работы в ScentBird, когда я впервые заняла позицию сеньора. Вскоре почувствовала, что некоторых знаний не хватает, а компания не может мне их дать. Нужно было учиться самостоятельно.
Так я наткнулась на телеграм-канал Verbetcetera и написала его автору — Алине Вербенчук (продакт-менеджер в YouTube, Google). Изначальный запрос был следующим: улучшить навыки управления командой и ожиданиями стейкхолдеров.
Мы занимались один раз в месяц на протяжении трёх месяцев. В результате я хорошо выросла, научилась организовывать процесс не только вокруг своего продукта, но и на уровне компании в целом, синхронизировать работу нескольких команд.
Когда поняла, как сильно мне помог ментор, захотела менторить сама.
Начала со своих коллег — спросила, кто хочет перейти в профессию продакт-менеджера. Ко мне пришли два человека. Я давала им продуктовые задачи, объясняла обязанности на этой позиции.
В итоге один коллега решил, что эта работа не для него, а другой — в течение двух лет всё же стал продактом.
Я помогала им бесплатно, из собственного интереса. А после десяти человек, которые с моей помощью получили работу, стала брать вознаграждение. После 20 подопечных — гарантировать результат.
Первых менти мне помогла найти Алина Вербенчук. В то же время мы с ней организовали менторскую программу Verbetcetera, где собрали менторов по разным направлениям. Сейчас я ушла из проекта и веду частную практику.
{{minidivider}}
Более 80% моих подопечных — продакт-менеджеры. Но встречались и технари: разработчики, дата-инженеры, специалисты по машинному обучению.
Все они приходят с запросом на конкретные изменения: получить оффер от иностранной компании или вырасти из сеньора в лида.
Сформулировав запрос, мы определяем, какие навыки нужно подтянуть, над чем работать. В 70% случаев это софт-скиллы: питчинг на собеседовании, коммуникация с руководителем и прочее.
В отличие от хард-скиллов, их очень сложно прокачать самостоятельно. И это самое обидное — ты умеешь абсолютно все, что требуют в вакансии, но в трёхминутном рассказе о себе успеваешь поделиться только одним достижением, и то не самым релевантным. Расскажу про один случай.
Ко мне пришел молодой человек, не старше 30 лет. В этом возрасте у него было около восьми лет опыта продактом. Он работал в топовых российских компаниях, но два года не мог устроиться за рубеж. Он даже ушел с работы, чтобы сосредоточиться, и год потратил на поиски.
Проблема была в том, что он не понимал, как оценивают лидерские качества в других странах. И не мог показать себя с нужной стороны — рассказать о результатах, которые важны для бизнеса. Мы поработали над этим, и через полгода он уехал в Европу.
Конечно, бывает и обратное — продакт уверенно презентует себя, но на желаемой позиции требуют больше кейсов. Тогда мы беремся за создание сильного портфолио, собираем его на текущем месте работы.
{{minidivider}}
{{minidivider}}
В подписке Epic+ Ольга подробно рассказывала о правильном подходе к решению кейсов в зарубежных компаниях. Запись доклада доступна по ссылке.
{{minidivider}}
Мы занимаемся до тех пор, пока не добьёмся результата. Для этого требуется не меньше трёх месяцев — минимальный срок, за который можно увидеть изменения. Конечно, некоторые отваливаются, не дойдя до конца. Но таких не больше 5%.
С теми, кто ищет работу, встречаемся чаще — раз в неделю или две. А для продвижения по карьере внутри компании достаточно одного занятия в месяц. Остальное время подопечный трудится сам, выполняет что-то вроде домашней работы.
{{minidivider}}
Чаще всего ментором становятся не из-за дополнительного дохода, а ради обмена знаниями, новых контактов. Верхнеуровневые специалисты, например, руководители продукта, решают таким образом управленческие задачи — изучают, что волнует младших коллег.
Лично я занимаюсь менторингом ради нетворка, глубокого понимания индустрии и тренировки лидерских качеств.
Расширение нетворка и обмен знаниями
Знакомство с интересными людьми — это самый главный бонус ментора. Если я вижу молодого талантливого специалиста, то могу забрать к себе в команду или рекомендовать коллегам. Иногда кого-то рекомендуют мне, и это сильно облегчает найм.
Бывает, что за помощью обращаются опытные профи — CPO европейского стартапа или исполнительный директор в Сбербанке. Во многом они даже более опытные, чем я. Но у меня есть экспертиза в решении именно их вопроса. Работая с такими людьми, я многому учусь сама.
Один из моих менти руководил инфо-продуктом в российской компании. Он хотел стать CPO, причем сразу в финтехе. На собеседованиях ему отказывали, так как в портфолио не хватало стратегических кейсов.
В его компании стратегию спускали снизу вверх, и она была очень недальновидной. Ставили цель заработать в 1,5 раза больше денег за счёт рекламных интеграций, в то время как вовлеченность пользователей снижалась, и они уходили к конкурентам.
Чтобы создать нужный кейс в портфолио, мы не только писали стратегию, но и аккуратно меняли устоявшийся порядок взаимодействия с топ-менеджментом. Мой подопечный объяснял, почему команда не может работать по предложенному плану.
За год совместной работы защитили стратегию, выстроили нетворк в финтехе и получили долгожданный офер на позицию CPO в банке.
За это время я сильно погрузилась в мир контента и соцсетей: изучила, как вызвать интерес пользователя в моменте, какие механики подходят для удержания, как организовывать комьюнити. Это очень простые вещи, но я никогда не интересовалась ими.
Понимание индустрии и быстрый поиск работы
Менторинг позволяет увидеть, как работает индустрия в целом. Это чем-то напоминает глубинные интервью с пользователями. Вы насыщаетесь информацией, изучая чужой опыт.
Сегодня я лучше понимаю, за каких специалистов готовы платить компании, какие ошибки допускают менеджеры, почему они это делают, кто растет быстрее и так далее.
Мне стало легче искать работу. Благодаря сети моих менти я могу получить реферал в первоклассные компании вроде Spotify, Google, DeepMind и другие.
Плюс прокачался навык переговоров о зарплате, бонусах и по другим деликатным темам. Как ментор я помогла более 40 кандидатам обсудить вознаграждение. И сейчас получаю на 35-40% выше рынка только за счёт навыков переговоров на последних этапах интервью.
Развитие лидерских качеств
Работа с менти похожа на управление командой из одного человека. Ты изучаешь его мотивацию, разгадываешь слабые места, даёшь обратную связь. В коммуникации 1:1 это даже проще, потому что вы находитесь в постоянном контакте с человеком и его потребностями.
Начинаешь лучше понимать мотивацию своих коллег, даже если они прямо о ней не говорят. После занятий с CPO другой компании, я увидела — какой информации может не хватать моему CEO и полностью перенастроила процесс общения с ним. Это снизило напряженность и помогло выделить дополнительный бюджет на рост команды.
{{minidivider}}
Лидерство — это тоже навык, которому нужно учиться. Секретами управления креативной командой с нами делилась Дарья Золотухина, HR-директор в Яндекс.
{{minidivider}}
Чем раньше вы начнёте помогать младшим коллегам, тем быстрее будете расти сами и упорядочите накопленный опыт. При этом необязательно дожидаться десятилетнего стажа или должности руководителя. Делитесь теми знаниями, которые у вас уже есть.
Несколько простых шагов, которые помогут на старте:
{{minidivider}}
{{minidivider}}
* Признана экстремистской и запрещена на территории России.