Как уйти в продакт-менеджмент из другой профессии

Распространенные мифы и реальные сценарии

11

.

10

.

2022

Распространенные мифы и реальные сценарии

{{friend-1}}

{{minidivider}}

Всем привет, меня зовут Саша Клименко. Я предпринимательница в ИТ-сфере — основатель проекта для развития софт-скиллов skillslab.center. Веду телеграм-канал «Нормально делай, нормально будет» и одноименный подкаст.

В 2019 году, когда на рынке появилось множество курсов для продакт-менеджеров, я написала на них честный обзор. Рассмотрела программы, их плюсы и минусы. Отдельно проговорила — кому какой курс больше подойдёт.

С тех пор я часто получаю вопросы от тех, кто хотел бы перейти в профессию продакта. Если быть ещё точнее — от тех, кто надеется сделать это с помощью курсов. 

Вот самые популярные из них: 

  1. Я дизайнер (или аналитик, проджект, разработчик) и хочу стать продактом. Какой курс мне купить?
  2. Я уже прошел чудо-курс. Как теперь получить работу продакт-менеджера?

Мысль о том, что курсы — это идеальный мостик к новой карьере, глубоко укоренилась в головах людей. Но я считаю, что это не совсем так. В этой статье постараюсь объяснить, почему сменить работу можно и без курсов. 

{{minidivider}}

Ожидания: куплю курс и стану продактом  

Путь в продакт-менеджмент многие представляют примерно так. Условный персонаж Василий после окончания университета 4 года работал программистом. Сначала делал сайты в веб-студии, а потом писал программное обеспечение для крупной компании.

Вася случайно узнал от приятелей о продакт-менеджменте. И в какой-то момент понял, что всю жизнь хотел заниматься именно этим — управлять продуктом.

Вася купил курс, где ему рассказали обо всём, что должен знать продакт. Вооружившись этими знаниями, он уволился с работы и начал поиск новой, уже в другом качестве. 

Он откликался в компании с развитой продуктовой культурой на позицию джуна. На интервью в одной из таких компаний покорил будущего наставника отличными оценками в дипломе курса. 

Его пригласили на позицию младшего специалиста, где он три года работал над маленьким кусочком продукта с 3-4 метриками. Пользуясь помощью наставника, постепенно набрался опыта и стал миддлом. 

Вы верите в такой сценарий? Я нет.

Даже если бы у Васи получилось устроиться джуном после курсов, это не самый оптимальный и быстрый путь. Дорога до реальной ответственности и действительно амбициозных продуктовых задач займёт у него годы.

{{minidivider}}

Этот сценарий иллюстрирует сразу несколько мифов, в которые верят начинающие специалисты. Разберем их по порядку. 

Миф 1. Начинать карьеру продакта нужно только с позиции продакта. 

Запись в трудовой — не главный атрибут в профессии. Вы можете стать продактом по роли гораздо раньше. Многие отличные специалисты сначала делали свою работу как аналитики, проджекты или программисты.

Миф 2. Обучиться можно только в компании, где уже есть верхнеуровневый продакт. Если его нет — нужно уходить.

Удобно, когда есть старший коллега, который может помочь. Но если вы единственный продакт в компании или пытаетесь им стать, не бойтесь искать помощи на стороне. 

Например, можно обратиться к ментору или консультанту. Некоторые специалисты готовы отвечать на вопросы и делиться знаниями бесплатно. Найти их — дополнительная задача. Но в итоге вы получите свежий взгляд на проблему и научитесь на чужом опыте. 

Миф 3. Стать продактом можно только в компании с развитой продуктовой культурой. Если её нет — нужно уходить. 

Под продуктовыми процессами имеются в виду тестирование гипотез, интервью с пользователями, подсчет юнит-экономики и так далее. Идеальных компаний, в которых это налажено, не так уж много. А желающих попасть туда джунами — масса. 

В то же время многие компании, где этого нет, готовы меняться и внедрять новые практики. Им всего лишь нужно, чтобы кто-то проявил инициативу. Если вы сможете это сделать, то узнаете про продакт-менеджмент гораздо больше, чем те, кто приходит на всё готовое.

Миф 4. Если в команде уже есть продакт, он не захочет делиться «властью».

Это не так. Чаще всего продакты радуются, когда кто-то проявляет интерес к их деятельности и хочет помочь. Ведь задач всегда больше, чем рук. 

Обратившись к коллеге, вы можете получить опытного, вовлечённого ментора. Он даст поручения по силам и поможет набраться первого продуктового опыта.  

Миф 5. «С софт-скиллами у меня все хорошо, нужно качать харды».

На собеседовании у джунов чаще всего проверяют софты: умеете ли вы учиться на ошибках, как аргументируете позицию, слушаете ли собеседника. Харды проверяют не так тщательно, потому что ясно — у начинающего специалиста ещё нет всех нужных навыков.

Как правило, свои софт-скиллы специалисты переоценивают. Чтобы не попасть в эту ловушку, стоит поискать объективный способ оценить себя. Например, собрать анонимную обратную связь с коллег или поговорить с руководителем.

{{minidivider}}

Реальность: научусь быть продактом на своей должности

На что рассчитывает компания, которая соглашается взять на работу джуна? Очевидно, не на уникальные продуктовые знания или опыт.

На младшие позиции берут специалистов, которые готовы работать в 10 раз больше других, учиться даже у тумбочки и компенсировать тем самым недостаток знаний. 

Любой продакт подтвердит: в этой профессии опыт важнее заученной теории или прочитанных книг. А опыт состоит из попыток сделать что-то новое. Начать можно из любой точки: будучи студентом, безработным, не зная в этой области абсолютно ничего. 

Обучение принесет пользу, только если параллельно пытаться запустить проект, самостоятельно проверить гипотезу или взять ответственность за новый участок работы.

Как это может выглядеть в реальности? Давайте посмотрим на другого условного персонажа — Дашу. 

Даша, как и Вася, четыре года работала разработчиком. Сначала она тоже делала сайты для веб-студии, а потом писала программное обеспечение в крупной компании. Узнав от приятеля о продакт-менеджменте, поняла — это её мечта.

Даша решила не бросать работу, а получить первые навыки в знакомом месте. Она понимала, что знания технических нюансов разработки у неё уже есть, нужно было подтянуть дизайн, исследования пользователей, аналитику и научиться тестировать гипотезы.

Даша стала думать, к кому прийти за помощью. Компания делает ПО для крупных B2B-клиентов. Где тут научиться тестировать гипотезы и проводить ресёрч?

Но Даша не сдавалась. Она пошла к «голосу клиента» — продавцам. Рассказала им, что хочет лучше узнать, для кого она и её коллеги делают продукт. Пыталась применить советы из книги Фитцпатрика «Спроси маму». 

Продавцы были приятно удивлены интересу к своей работе. Они рассказали Даше о клиентах, обсудили — насколько хорошо ПО решает свои задачи.  

После работы Даша несколько часов читала про бизнес клиентов: материалы из отдела продаж, статьи в интернете. Она вспомнила, что знакомый знакомого работает в похожей компании, и договорилась встретиться с ним.

Затем Даша решила разобраться с аналитикой. Есть ли в компании хоть какие-то данные, на которых можно потренироваться по видео из YouTube? В ПО для клиентов не стоит ничего подобного, зато на сайте компании есть Яндекс Метрика. Маркетолог с удовольствием уделил Даше час времени. Он объяснил, как работает контекстная реклама, из чего складывается стоимость лида.

На следующей неделе Даша ушла общаться с дизайнером. Цепочку можно продолжить и дальше, но смысл понятен.

Когда наша героиня собралась менять работу, у неё за плечами оказалось 4 месяца опыта и масса примеров проактивных действий. Дашу тоже взяли на должность джуна, но дали больше ответственности, чем Васе. Она гораздо быстрее стала самостоятельным специалистом, потому что не ждала тепличных условий.

{{minidivider}}

Короткие выводы 

Кандидата-джуна выбирают не по числу курсов и не по хард-скиллам. Компания смотрит на потенциал, который показывает будущий кандидат, и на его софт-скиллы.

Вот на что точно обратят внимание: 

  1. Проактивность. Качество, которое отличает Дашу от Васи. Она не ждёт обстоятельств, при которых решение задачи будет простым и понятным. Она пришла на первое собеседование продактом уже с идеями, что можно улучшить и зачем.
  2. Лидерство. Даже будучи программистом, Даша предлагает идеи для роста продукта. Она пашет и внимательно слушает, что говорят все заинтересованные стороны. Поэтому Даше уверенно доверяют новое — настроить процесс, пообщаться с клиентами.
  3. Упорство в достижении цели. Не раз, и не два от Даши отмахивались. Если у неё не получалось, она отступала, но только на время. Возвращалась позже — с новыми аргументами и предложениями.
  4. Адаптивность. Для Даши нет черного и белого. Она понимает, что лучше попробовать что-то сделать, чем сидеть сложа руки и говорить, что это невозможно. Она адаптируется к обстоятельствам: неповоротливым процессам в компании, к разобщенности отделов, к длинному циклу сделки. Будь у Даши продакт-менеджер, она бы пришла к нему и попросила помощи. Но отсутствие продакта её не остановило.

Через пару лет Даша опередила бы Васю на две головы — за счет широкого нетворка, разнообразного продуктового опыта, насмотренности и самостоятельности.

{{minidivider}}

Джун, который пытается попасть в ожидания компании (по мнению Глеба Кудрявцева)

{{minidivider}}

На интервью компания не только проверяет навыки, но и прикладывает кандидата к своему шаблону. После вопроса «расскажите о себе» не нужно переть напролом со списком всех достижений. Лучше подсветить, как именно вы вписываетесь в задачи конкретной вакансии. Так считает Глеб Кудрявцев, CPO в Joomapy, ex-Skyeng. Подробнее — в его выступлении.

{{minidivider}}

Если вам нравится, что делает продакт-менеджер, попробуйте путь Даши. Развивайтесь там, где вы работаете уже сейчас, берите больше ответственности, найдите ментора и прокачивайте софт-скиллы. А купить курсы успеете всегда.

Подписывайтесь на канал «Нормально делай, нормально будет», чтобы развивать навыки продакта. И удачи на этом поприще!

Поделиться:
Телеграм  —  Фб  —  Твиттер

Ещё по теме

No items found.
Александра Клименко
Основатель skillslab.center