Распространенные мифы и реальные сценарии
11
.
10
.
2022
{{friend-1}}
{{minidivider}}
Всем привет, меня зовут Саша Клименко. Я предпринимательница в ИТ-сфере — основатель проекта для развития софт-скиллов skillslab.center. Веду телеграм-канал «Нормально делай, нормально будет» и одноименный подкаст.
В 2019 году, когда на рынке появилось множество курсов для продакт-менеджеров, я написала на них честный обзор. Рассмотрела программы, их плюсы и минусы. Отдельно проговорила — кому какой курс больше подойдёт.
С тех пор я часто получаю вопросы от тех, кто хотел бы перейти в профессию продакта. Если быть ещё точнее — от тех, кто надеется сделать это с помощью курсов.
Вот самые популярные из них:
Мысль о том, что курсы — это идеальный мостик к новой карьере, глубоко укоренилась в головах людей. Но я считаю, что это не совсем так. В этой статье постараюсь объяснить, почему сменить работу можно и без курсов.
{{minidivider}}
Путь в продакт-менеджмент многие представляют примерно так. Условный персонаж Василий после окончания университета 4 года работал программистом. Сначала делал сайты в веб-студии, а потом писал программное обеспечение для крупной компании.
Вася случайно узнал от приятелей о продакт-менеджменте. И в какой-то момент понял, что всю жизнь хотел заниматься именно этим — управлять продуктом.
Вася купил курс, где ему рассказали обо всём, что должен знать продакт. Вооружившись этими знаниями, он уволился с работы и начал поиск новой, уже в другом качестве.
Он откликался в компании с развитой продуктовой культурой на позицию джуна. На интервью в одной из таких компаний покорил будущего наставника отличными оценками в дипломе курса.
Его пригласили на позицию младшего специалиста, где он три года работал над маленьким кусочком продукта с 3-4 метриками. Пользуясь помощью наставника, постепенно набрался опыта и стал миддлом.
Вы верите в такой сценарий? Я нет.
{{minidivider}}
Этот сценарий иллюстрирует сразу несколько мифов, в которые верят начинающие специалисты. Разберем их по порядку.
Миф 1. Начинать карьеру продакта нужно только с позиции продакта.
Запись в трудовой — не главный атрибут в профессии. Вы можете стать продактом по роли гораздо раньше. Многие отличные специалисты сначала делали свою работу как аналитики, проджекты или программисты.
Миф 2. Обучиться можно только в компании, где уже есть верхнеуровневый продакт. Если его нет — нужно уходить.
Удобно, когда есть старший коллега, который может помочь. Но если вы единственный продакт в компании или пытаетесь им стать, не бойтесь искать помощи на стороне.
Например, можно обратиться к ментору или консультанту. Некоторые специалисты готовы отвечать на вопросы и делиться знаниями бесплатно. Найти их — дополнительная задача. Но в итоге вы получите свежий взгляд на проблему и научитесь на чужом опыте.
Миф 3. Стать продактом можно только в компании с развитой продуктовой культурой. Если её нет — нужно уходить.
Под продуктовыми процессами имеются в виду тестирование гипотез, интервью с пользователями, подсчет юнит-экономики и так далее. Идеальных компаний, в которых это налажено, не так уж много. А желающих попасть туда джунами — масса.
В то же время многие компании, где этого нет, готовы меняться и внедрять новые практики. Им всего лишь нужно, чтобы кто-то проявил инициативу. Если вы сможете это сделать, то узнаете про продакт-менеджмент гораздо больше, чем те, кто приходит на всё готовое.
Миф 4. Если в команде уже есть продакт, он не захочет делиться «властью».
Это не так. Чаще всего продакты радуются, когда кто-то проявляет интерес к их деятельности и хочет помочь. Ведь задач всегда больше, чем рук.
Обратившись к коллеге, вы можете получить опытного, вовлечённого ментора. Он даст поручения по силам и поможет набраться первого продуктового опыта.
Миф 5. «С софт-скиллами у меня все хорошо, нужно качать харды».
На собеседовании у джунов чаще всего проверяют софты: умеете ли вы учиться на ошибках, как аргументируете позицию, слушаете ли собеседника. Харды проверяют не так тщательно, потому что ясно — у начинающего специалиста ещё нет всех нужных навыков.
Как правило, свои софт-скиллы специалисты переоценивают. Чтобы не попасть в эту ловушку, стоит поискать объективный способ оценить себя. Например, собрать анонимную обратную связь с коллег или поговорить с руководителем.
{{minidivider}}
На что рассчитывает компания, которая соглашается взять на работу джуна? Очевидно, не на уникальные продуктовые знания или опыт.
Любой продакт подтвердит: в этой профессии опыт важнее заученной теории или прочитанных книг. А опыт состоит из попыток сделать что-то новое. Начать можно из любой точки: будучи студентом, безработным, не зная в этой области абсолютно ничего.
Обучение принесет пользу, только если параллельно пытаться запустить проект, самостоятельно проверить гипотезу или взять ответственность за новый участок работы.
Как это может выглядеть в реальности? Давайте посмотрим на другого условного персонажа — Дашу.
Даша, как и Вася, четыре года работала разработчиком. Сначала она тоже делала сайты для веб-студии, а потом писала программное обеспечение в крупной компании. Узнав от приятеля о продакт-менеджменте, поняла — это её мечта.
Даша решила не бросать работу, а получить первые навыки в знакомом месте. Она понимала, что знания технических нюансов разработки у неё уже есть, нужно было подтянуть дизайн, исследования пользователей, аналитику и научиться тестировать гипотезы.
Даша стала думать, к кому прийти за помощью. Компания делает ПО для крупных B2B-клиентов. Где тут научиться тестировать гипотезы и проводить ресёрч?
Но Даша не сдавалась. Она пошла к «голосу клиента» — продавцам. Рассказала им, что хочет лучше узнать, для кого она и её коллеги делают продукт. Пыталась применить советы из книги Фитцпатрика «Спроси маму».
Продавцы были приятно удивлены интересу к своей работе. Они рассказали Даше о клиентах, обсудили — насколько хорошо ПО решает свои задачи.
После работы Даша несколько часов читала про бизнес клиентов: материалы из отдела продаж, статьи в интернете. Она вспомнила, что знакомый знакомого работает в похожей компании, и договорилась встретиться с ним.
Затем Даша решила разобраться с аналитикой. Есть ли в компании хоть какие-то данные, на которых можно потренироваться по видео из YouTube? В ПО для клиентов не стоит ничего подобного, зато на сайте компании есть Яндекс Метрика. Маркетолог с удовольствием уделил Даше час времени. Он объяснил, как работает контекстная реклама, из чего складывается стоимость лида.
На следующей неделе Даша ушла общаться с дизайнером. Цепочку можно продолжить и дальше, но смысл понятен.
{{minidivider}}
Кандидата-джуна выбирают не по числу курсов и не по хард-скиллам. Компания смотрит на потенциал, который показывает будущий кандидат, и на его софт-скиллы.
Вот на что точно обратят внимание:
Через пару лет Даша опередила бы Васю на две головы — за счет широкого нетворка, разнообразного продуктового опыта, насмотренности и самостоятельности.
{{minidivider}}
{{minidivider}}
На интервью компания не только проверяет навыки, но и прикладывает кандидата к своему шаблону. После вопроса «расскажите о себе» не нужно переть напролом со списком всех достижений. Лучше подсветить, как именно вы вписываетесь в задачи конкретной вакансии. Так считает Глеб Кудрявцев, CPO в Joomapy, ex-Skyeng. Подробнее — в его выступлении.
{{minidivider}}
Если вам нравится, что делает продакт-менеджер, попробуйте путь Даши. Развивайтесь там, где вы работаете уже сейчас, берите больше ответственности, найдите ментора и прокачивайте софт-скиллы. А купить курсы успеете всегда.
Подписывайтесь на канал «Нормально делай, нормально будет», чтобы развивать навыки продакта. И удачи на этом поприще!